Избегание душевной боли
Когда мы сталкиваемся в жизни с чем-либо, что не сходится с нашей обусловленностью, с нашей идеей и представлением о жизни, о дружбе, о любви, о красоте, об эстетике, о друге, подруге, жене, сыне, муже, матери и т.д. - мы задеваемся, и это отзывается в нас болью.
И тогда происходит подавление боли с помощью сопротивления или избегания, в зависимости от нашей обусловленности. Если мы демонстративны, то начинается борьба, если ум обусловлен на тревожную мнительность – то возникает утешение, убаюкивание. И борьба, и утешение - это подавление. Все, что подавляется в подсознательную часть посредством борьбы или утешения, является избеганием душевной боли.
Боль исчезает из сознательной части, но остается на уровне подсознания в виде раны, занозы. И находясь там, она обладает колоссальной энергией, оказывая влияние на нашу жизнь, наш характер, наши отношения, направляя наши действия, поступки, слова, интеллект. И теперь, если кто-нибудь, когда-нибудь, даже через много лет упомянет о том, что причинило нам боль, в нас заболит эта рана, в нас что-то заноет, что-то начнет сопротивляться, болеть, но мы уже не сможем понять, почему это с нами происходит.
Поэтому, все, что с нами случается сию минуту, какая бы гроза, какой бы гром небесный не прогремел, необходимо пережить. Не подавляя, не вступая в борьбу с этим, не утешая, пережить во всей тотальности, так, как есть. Если болит – болеть, если плачется – плакать, если ранит – раниться, но пережить так, как есть, чтобы все это не стало нашим подсознанием.
Удерживая страдания
Удерживая страдания, зацикливаясь на них, человек превращает себя в мученика, в жертву. По сути, это уже не относится к случившемуся и является показательными выступлениями, которые предназначены другим людям, чтобы они увидели, как этот человек мучается, как он страдает, как его обидели, как с ним жестоко обошлись. И порой мы слышим лебединую песню взрослого человека - женщины или мужчины, который несет по жизни страдания давно ушедшей первой любви, рассказывая о том, что с ним случилось, и теперь он не находит себе места, и годы прошли и ничего не меняется, рана болит и болит…
И окружающие успокаивают этого человека, говорят добрые, хорошие слова без понимания, что он разыграл козырную карту страдания, в своей собственной бессознательной игре с жизнью и другими людьми о которой он даже не подозревает. У него потом будет много таких моментов, потому что нет намерения прожить свою собственную жизнь, такую, как есть, решать ее изо дня в день, становиться подлинно взрослым человеком, а есть стремление избежать жизни, избежать ее непредсказуемости.
В народе говорят: "Жизнь прожить - не поле перейти". Через жизнь надо пройти, ее надо прожить, прожить шаг за шагом. Это наша жизнь, она неповторима и уникальна. Но желание избежать жизни приводит к тому, что человек буквально держится за страдания, оставляя себе на память, на долгую память, на всю оставшуюся жизнь эти страдания, для того чтобы всегда можно было оправдать свою жизнь, если она окажется менее успешной на фоне других. И тогда можно будет показать людям, что он из-за того или иного человека или события, но не благодаря себе, не стал счастливым, остался без любви, не имеет детей, лишился денег или заболел и тому подобное. Это привычное социальное оправдание, когда человек пытается сохранить свое лицо в глазах других людей, и у него есть защитный козырь - его страдание. И люди всегда это понимают, сопереживают, сочувствуют и соболезнуют - не повезло человеку. Им невдомек, что таким способом он прячется от жизни.
А вообще, обязанность человека перед собой - прожить эту жизнь. Прожить и пройти через нее осознанно, потому что бессознательно, вслепую трудно идти, немудрено заблудиться.